Проверенный партнёр

О лицензировании печного дела

Как обычно, порядка в стране не хватает. Порядка нужно добавить, написав какой-нибудь закон либо внести изменения в имеющийся. Он и появится тут же, порядок этот. Так и поступили.

Накопили критическую массу проблем по теме пожарной безопасности. Положили на бумагу, родив проект закона с непроизносимым названием, как полагается. Надо признать, много полезного и здравого предлагается включить в этот проект. Например, внесение в правовое поле профессии трубочист. А то, деятельность есть, а профессии нет. Заодно прописали, что этот вид деятельности подлежит лицензированию. Ну, прописали и прописали. Их дело. Хотя в профессиональной среде трубочистов нет однозначного мнения по правильности этого действия. Знаю не понаслышке. Как говорится, рядом стоял.

Но блин, какому «доброму человеку» кольнуло добавить в проект «до кучи» ещё и строительство печей. Из разряда: «А давайте добавим и посмотрим, что будет». Читаем законопроект дословно:

Безобразный русский язык, во-первых. Что это за «кладка печей»? Кладут кирпич, если уж на то пошло. И ещё кое-что кладут. А печи строят или возводят.

Во-вторых, с точки зрения семантики полный катаклизм. Каким боком область пожарной безопасности включила в себя строительство печей, монтаж дымоходов и техническое обслуживание?
Строительство печей или «кладка», как они пишут – это область строительства! Монтаж дымовых каналов – это область монтажа. Опять-таки, подсистема строительства. Как попытались многомудро истолковать, мол, если печи и дымоходы могут являться источником возгорания, то и признаем их строительство деятельностью в области пожарной безопасности. Замечательный бред. Если ему уподобляться, то можно к деятельности по обеспечению пожарной безопасности включить производство бензина, микроволновок и ёлочных гирлянд. А что, могут быть источником возгорания тоже?!

Строительство печей – это деятельность по созданию продукта с заданными потребительскими свойствами. Строительство, как процесс ограниченный во времени, не обеспечивает пожарную безопасность. Печник не обеспечивает пожарную безопасность, возводя печь- он обеспечивает тепло в доме, возможность приготовить пищу или насладиться открытым огнём.

Пожарная безопасность – это непрерывный процесс на протяжении всего жизненного цикла нашего продукта и достигается он комплексно и разными участниками. Качеством строительства, правильной эксплуатацией и своевременным обслуживанием каминов и печей. То есть что имеем, «кладка печей» – это не деятельность в области пожарной безопасности. За то, например, устройство противопожарной разделки или проходного узла – это уже деятельность, в узком смысле, в области пожарной безопасности. Но этот узел и логически и технологически неотделим от всей печной конструкции. И не может быть лицензирован отдельно. Это просто, для примера.

Чего бы хотелось по сути события – это знаков отличия. Профессиональный печник должен отличаться он непрофессионального любым независимым и узнаваемым атрибутом. Раньше таковым являлся разряд. Сейчас разряды потеряли актуальность и можно их заменить другим, хотите назовите это лицензией, хотите сертификатом. Хоть доверительной грамотой. Должно быть что-то именное. Пришёл к заказчику, показал, внёс в договор уникальный номер – всё прозрачно и понятно.

Другой вопрос, кто должен печника таким знаком отличия наделять? Моё мнение – региональное независимое профессиональное объединение. Признать тебя профессионалом и равным себе может только более опытный мастер-печник. Такие общества нельзя создать за несколько лет. Должен накопиться непререкаемый авторитет, умение решать проблемы своих членов, у которых что-то не заладилось с заказчиком.
Государство не способно гибко и тонко подходить к этим вопросам. А здесь надо именно так! Требуется быть глубоко погружённым и посвящённым в проблематику. Быть мотивированным решать эти задачи. Быть частью этого процесса, а не надстройкой. К тому же, всё это лицензирование у нас было!

Строить убожественные печеподобные конструкции это никому не мешало. Ни с лицензией, ни без таковой. К каждой трубе не приставить чиновника в фуражке.
Взглянем на снова на законопроект. И наблюдаем вульгарный административный рэкет.

Грубо и беззастенчиво деятельностью по «кладки печей» дозволяют заниматься только исключительно юридическим лицам. Это называется не иначе, как передел рынка под прикрытием государства. Истребление чахлых ростков индивидуальной профессиональной инициативы. Загон предпринимателей с вольных пажитей в душное и унылое стойло. Понятно под кого это пишется и чрезмерно ясно, кто от этого получит выгоду. Богатые и крепко стоящие на ногах станут ещё богаче, крепче и наглее.

Особенно забавно, как выглядит обсуждение законопроекта на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Заинтересованные лица и, похоже, коллеги по кабинету отбивают незатейливые «одобрямсы». Их тут же законотворец учитывает. Мол, хорошо, доложим, что всех всё устраивает. А предложения профессиональных участников рынка, тех кто пытается внести разумные мыслеформы – соответственно отклоняет.

Создаётся впечатление, что по духу и букве закон уже приняли в глубоких недрах. В вся эта возня с замечаниями никого не волнует. Чиновники отмахиваются стандартными отписками: «Ваши предложение не относится к сфере регулирования законопроекта», и если перевести с чиновничьего волапюка означает: «Идите на хер!»

Что интересно, обсуждение ведётся без каких бы то ни было участников печного сообщества (объединений) или хоть сколь-нибудь авторитетных специалистов. Дописали «кладку печей» и всё. Так сойдёт. Трубочисты, например, давно зарубаются с государством по своей теме. А печников как бы и нет, выходит. Или всех всё устроило?! Или как-то хитро замалчивается?! Похоже,мы, печники, всё проспали в очередной раз.

Какой от этого будет эффект?

  • Государство много сделало чтобы вытащить предпринимателей из тени. Поставить их на рациональные рельсы налогообложения. Внедрила патентную систему, в которую уже включены работы по строительству печей. Писал об этом. Теперь остаётся закрываться и уйти в тень.
    Пусть государство тратит миллиарды на контролёров и стукачей, которые будут вылавливать печников без лицензии на стройках страны. Кто честно жил и работал, того толкают вон из правового поля. Одномоментно стать ООО и выполнить лицензионные требование предприниматель не сможет. На дядю тоже пойдут не многие работать. Если только от безнадёги. Но какое качество может выдать немотивированный сотрудник? Государство снова теряет налоги.
  • Основная проблема нахождения на стройке рукожопых залётных бригад и примкнувших к ним нелегальных мигрантов также не решится. Клали они на лицензии. Даже и не узнают, что какое-то лицензирование ведётся. «Мы вам бумажно запрещаем впредь рукожопить!» — говорит государство. Звучит отчаянно и беспомощно.
  • Торпедирование и потопление «самозанятых». Писал об этом режиме налогообложения. Он был признан успешным проектом, и Президент распространил его применение ещё на 19 регионов с этого года. Куче печного народа позволено выйти из тени и послужить государству легально. Ради тупой алчности выгодоприобретателей закона о лицензировании легко дискредитируется полезные начинания. Ещё большая потеря налогов у Государства и дискредитация Президента.
  • Коррупция. Произойдёт сращивание пожарных бонз с бизнесом. В регионах весь этот бизнес уйдёт под пожарных, как и было раньше. Выдаём лицензии только правильным. К неправильным придираемся. Контролируем правильных по правильному. Неправильных контролируем по закону. При возникновении критических ситуаций своих отмазываем, не своих топим и отжимаем их деляну. Чем меньше, беднее регион, тем строже эти правила.
  • Дорогостоящая и длительная для государства система лицензионного соответствия. Раздувать штат случайных людей, которых назначат экспертами и контролёрами. Инспекторами и преподавателями. Их нужно самих обучить. Создавать методологические и образовательные центры. Создать стандарт и начать ему хотя бы минимально соответствовать. Страна взяла курс на цифровизацию и всё должно быть сопровождено глубокой степенью автоматизации и криптозащиты. Но господрядчики от этого только облизнутся. Чего это я распереживался.
  • Неминуемо возрастёт стоимость трубо-печных работ и упадёт их качество. Все эти игрища в получение лицензий, организацию юридических лиц, офисов и секретарей, бухгалтерии и корпоративного транспорта для Генералитета повысит уровень цен. Он для многих заказчиков уже критичный. Рынок перегреется ценой. Если делать выше цену, то заказчик будет вынужден искать альтернативу. Откажется от мечты построить печь. Заместит её чем-то иным. Готовую купит, например. Боливар не выдержит двоих! Нельзя бесконечно задирать цену. Спрос упадёт. А вот экономить фирмы лучше всего научились на персонале и материалах. Будут строить те же мигранты разной степени легальности из максимально дешёвых и некачественных материалов. За то с лицензией в рамочке в кабинете босса. Нормальные мастера за зарплату будут вынуждены работать «на отъебись» из-за потери мотивации и сломленного предпринимательского духа. Пройдено миллионы раз. Возрастёт текучка и круговорот людей. Понятие авторитетного, известного частного печника будет девальвировано. Заказ будет выполнять среднестатистический мужик в уёбищной казённой робе. Потому что экономию на спецодежде и средствах индивидуальной защиты никто не отменял.
  • Самое главное – интегрально ничего не произойдёт хорошего для конечного потребителя. Для заказчиков наших. Какие-то фирмы, которые есть и сейчас, будут работать хорошо. Им и так ничего не помешает. А остальные, балансируя на гране рентабельности так и будут гнать халтуру. Кто-то осознанно, кто-то вынуждено. За то высокопарные и, как оказалось, лицемерные фразы про безопасность потребителя лились из каждого утюга. Вы, господа, просто широко открыли рот, чтобы заглотить кусок поляны, которую для вас зачистит государство.

Что совсем не нравится в законопроекте и что требуется изменить.

  • Нет комплексного, целостного мнения профессионального печного сообщества, которое могло бы лечь на стол законотворца в виде замечаний. Месяца на общественные обсуждения крайне мало. Если уж этот закон будет принят вместе со случайно туда попавшей «кладкой печей», то дать предложения и замечания к законопроекту — это долг каждого профессионального печника.
  • Полностью переформулировать и изложить в новой редакции статью 24. Привести к читаемому виду без искажения смыслов. Убрать «кладку печей», поскольку этот процесс не обеспечивает пожарную безопасность.
  • Устранить идиотскую дискриминацию в части организационно-правовой формы участников процесса лицензирования. Добавить индивидуальных предпринимателей. Добавить граждан – плательщиков налога на профессиональный доход.
  • Удручает полное отсутствие в законопроекте возможность применения страховых механизмов. Прекрасный, современный и понятный механизм который может принести намного большую пользу пожарной безопасности, чем оторванная от реальности «кладка печей».