Или их ещё называют «допы». Допы настолько разноплановые, многогранные и жизненные, что, при желании конечно, можно издать научный труд. В 90% заказов вылезают допы. Никто их не хочет и не призывает, но они вылезают.
Допы хорошие. Мол парни, сделайте вот это и ещё немного тут, а с меня вот такая сумма за работу.
Плохие допы. Например: у заказчика или его дизайнера возникают идеи, которые не были оговорены заранее и печник, как бы должен их исполнить. Обязан, просто по факту. Разобрать, переделать, кирпичик поточить, полочку навесить. Выступить как бесплатное дополнение к полёту фантазии. Но необходимо понимать, что за увеличение человеко-часов, потраченных на реализацию, идей следует печнику доплачивать. Или бывает заказчик включает в обязанность печнику сооружение фундамента под печь. Делает глазки котика. Как же так, печка же должна стоять на чём-то! Конечно должна. Но подход неверный. Сооружение фундамента под печь – это отдельная статья затрат. Или вечный вопрос — кому разгружать машину. печнику или грузчикам. Побеждает манипулятор, как правило.
Допы подарки. Когда печник что-то делает бескорыстно заказчику, поскольку установились хорошие отношения. Например, выточить полочку. Или вензель. Что-то разгрузить, перетащить, приколотить не имеющее отношение к печному строительству.
Из самого запоминающегося – я тушил пожар в электрощитовой и экстренно восстанавливал электроснабжение. Есть, в общем, как себя в хозяйстве применить. Героизм был оценен.
И бывают мерзкие допы. Допы-хитрожопы. Какой-то хитрый печничёк снижает цену за работу, выгрызает заказ и начинаются манипуляции. Иногда даже шантаж. Там богатый спектр. То дверки вставляют за отдельную плату, то работать стало сложно, то кастрюльку купить просят, типа без неё работать не будет. Таких печничков явно где-то этому обучают. То ли в тюряге, то ли на курсах «молодых и успешных маркетологов». Результат как правила всегда не в пользу заказчика. Мало кто хочет получить половину печки, снова тратить время и нервы на поиск, ставить и разъяснять задачу.
Ещё бывают недоделки. Эти недоделки одних печников, страсть как не любят доделывать другие печники. Недоделки других никто и никогда не любит! Опять же, ещё надо оперативно найти того, кто возьмётся доделывать. И не всегда печник верит, что предыдущий печник был гад и свалил. Иногда это кидалово со стороны заказчика: не платил, вот и уехал печник.